Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Формат RAW. Новые возможности для фотографа "   Дмитрий Песочинский, фото автора.

Современная фототехника, увы, ещё весьма далека от совершенства. Конечно, в этом виде искусства (или ремесла, кому что ближе) всё определяет мастерство фотографа, которое заключается, в том числе, в чётком понимании возможностей своего рабочего инструмента. Но ошибки неизбежны, а расплачиваться за них приходится "загубленными" фотографиями, спасти которые порой очень непросто.


Есть ли на свете фотографы, которые не ошибаются никогда? Вряд ли. Конечно, в уютной студии, где оборудование знакомо до последнего винтика, опробованы все световые схемы и никуда не нужно торопиться, можно не ошибаться вовсе. Но работа фотографа редко укладывается в границы студии или квартиры – фотограф снимает репортаж о мероприятиях, корпоративные праздники, занимается предметной съёмкой, фотографирует интерьеры в незнакомых местах – попробуй-ка тут не ошибись.

Отчасти спасает ситуацию цифровая фототехника. Ошибаться, снимая на плёнку, было нельзя вообще; работая с цифровой камерой, очень легко просмотреть результат и оперативно ввести необходимые поправки. Но у любой медали есть и оборотная сторона – удобные цифровые фотоаппараты и более требовательные к точности установки экспозиции. Недодержка обернётся при обработке излишними шумами на изображении, пересвет просто "убьёт" все детали в светах, полностью лишив картинку полезной информации в засвеченных зонах.

Но конструкторы камер тоже не зря свой хлеб едят и постоянно радуют нас чем-то новеньким. Но помощь фотографу приходит новый формат, т.н. RAW, доступный теперь владельцам очень многих фотиков. Что же это за чудо и главное – чем он может нам помочь?

Фотосъёмка без RAW, только в JPEG

На этой фотографии наглядно видно, какое заметное влияние на качество картинки оказывает неправильная экспозиция. Никакой фотошоп не поможет "вытянуть" пересвеченные детали – в этих зонах просто нет информации. Благодаря формату RAW в специальной программе (RAW конвертере) фотограф может в некоторых пределах исправлять ошибки, возникающие при съёмке:

Формат RAW

Экспокоррекция в штатном RAW конвертере (примерно – 1,3 спупени EV) позволила вытащить "убитые" детали изображения в светлых зонах, вернув фотографии красоту и естественность. Заодно прорисовались детали на небе и на фасаде церкви.

Английское значение название формата RAW – сырой, довольно точно описывает его суть. Давайте вспомним, что мы знаем об основных форматах изображения. Варианты TIFF (tagget image file) и BMP (bitmap picture), весьма распространённые в эпоху первых доступных компьютеров хорошо подходят для хранения изображений с большой битностью цвета, но обладают заметным недостатком – большим размером файла. К примеру, TIFF-картинка без сжатия с не самой новой зеркальной фотокамеры Canon 40D весит порядка 40 Мб, и отправить друзьям по почте сотню картинок решится не каждый фотограф, а уж получить их сможет ещё меньшее число героев.

Разумеется, производители техники позаботились о фотографах, и любая камера умеет снимать в формат JPEG (от названия организации Joint Photographic Experts Group). Формат (также встречается сокращение JPG) оказался удобным и стал стандартом для представления графики в интернете де-факто. Очень упрощенно можно сказать, что яркостная информация для каждой точки остаётся почти без изменения, а цветовая, которая и "придаёт веса" нашим фотографиям, подвергается значительно компрессии. Поскольку цвет не так бросается в глаза, как яркость, то и поступать с ним можно более вольно – в блоках 2х2, 4х4 и даже 8х8 пикселей усредняется цветовая информация. Конечно, такое описание примитивно, но для общего понимания принципов нам пока достаточна. "Неподъёмная" картинка легчает на порядок и более. Кроме того, формат позволяет произвольно менять степень компрессии, добиваясь компромисса между размером файла и требуемым качеством. На практике, JPEG первого сохранения с разумным сжатием довольно сложно отличить от исходника даже специалисту при внимательном рассмотрении. Что ж, изобретателям – зачёт.

Достоинства формата RAW наглядно демонстрирует этот сюжет. Слишком контрастная сцена; камера в автоматическом режиме устанавливает эспозицию по кирпичной стене, она экспонирована правильно. Детали черного мундира пропали, и никакой фотошоп не поможет из достать – их просто нет.

Возможности формата RAW

Но дело в том, что снимок в RAW "хранит" больше информации, чем в распространённом графическом формате JPEG. Обработкой в RAW конвертере (регулировка контраста и яркость "в тенях") удалось проявить детали без ущерба для остальных зон фотографии.

Но вернемся из компьютерных дебрей к основной теме этого сайта – фотографии. В частности, вспомним о несовершенстве наших камер. Каждый начинающий фотограф при внимательном просмотре своих шедевров огорченно качал головой, отправляя в корзину пересвеченные или слишком тёмные картинки, даже вполне достойные в художественном плане. Неправильно выставленный цветовой баланс – не менее редкая проблема и головная боль фотографа-любителя, да и профессионала тоже – зелёный оттенок кожи лица не понравится никому, если вы снимаете не для кинопроб "Аватара". Всемогущий Фотошоп, конечно, способен вылечить многие фотографии, но невредно помнить, что у любого, даже самого совершенного инструмента есть границы возможностей. Более того, сидеть безвылазно каждый вечер над сотней фотографий, выправляя хотя бы экспозицию и баланс белого, довольно рискованно – вас когда-нибудь просто выгонят из дома.

Так чем же нам может помочь это чудо-формат RAW? И главное, что это такое?

Всё довольно просто. Дело в том, что RAW – это даже не картинка вообще, в том смысле, что не графический формат. RAW – это формат, в котором последовательно описывается яркость каждого пикселя матрицы фотокамеры. Это – практически всё! Формат RAW содержит в себе массив данных о яркости принятого матрицей света. Всё остальное, включая цветовую информацию, появляется позже, при обработке фотографий специальной программой, т.н. RAW-конвертером. Можно сказать, что уже после съёмки, неспешно, вдумчиво, удобно устроившись в кресле фотограф делает то, что при работе в JPG сделала бы его камера в момент нажатия на спусковую кнопку. Соответственно, основные параметры, которые фотограф выставляет в меню камеры, можно довольно легко менять. Это касается, прежде всего, экспозиции и цветового баланса.

Разумеется, есть у формата RAW и ограничения. Но в большинстве случаев фотографию, при создании которой были допущены ошибки, можно спасти. Экспокоррекцию относительно "безболезненно" можно вводить до 1-1,5, а в ряде случаев и до 2 ступеней в любую сторону. Установка баланса белого – дело вкуса, и никаких ограничений тут нет вообще. Смаз от дрожания рук и промах автофокуса, конечно, исправить уже не получится никак, но большая часть технических ошибок начинающего фотографа вполне лечится при съёмке в RAW. Уже потом, задним числом, мы можем повторить операции фотокамеры, а если результат нас не устраивает, делать новые и новые "дубли". Самые совершенные RAW-конвертеры позволяют умно "подтягивать" детали в светах и тенях, регулировать контраст изображения, играть с резкостью, выставлять насыщенность и баланс белого как по типовым значениям, так и температурой в Кельвинах и просто "ткнув пипеткой" в заведомой белый участок фотографии. Заманчиво, верно?

Давайте посмотрим возможности формата RAW на конкретных примерах.

1. Самая частая ошибка, которая исправляется фотографами в RAW – ошибка при установке экспозиции. Ночная фотосъёмка специфична и непроста:

Регулировка в формате RAW

Корректировка фотографии в формате RAW позволила добиться именно того, что и было задумано. Закатное небо над Красной пощадью приобрело детали и цвет. Разница обработанного RAW файла со снимком в автоматическом режиме очевидна.

2. Более сложный пример, когда использование RAW-формата полностью оправдано – фотосъёмка военных учений. В зависимости от установки экспозиции фотография приобретает различные смысловые оттенки. С помощью экспозиции смещаются акценты и задается требуемое настроение:

Проявление деталей из RAW

Корректировкой экспозиции в RAW-конвертере удалось получить намного более драматичный снимок, чем при съёмке в JPG в автоматическом режиме.

3. Цветовой баланс – важный инструмент фотографа. Бережное отношение к цвету особенно требуется при фотосъёмке архитектуры. Различной установкой в программе обработки формата RAW одного-единственного значения легко получить совершенно разные фотографии. Какую из них выбрать – дело вкуса фотографа и зависит от стоящей перед ним творческой задачи.

RAW формат, регулировка цвета

Какая из этих фотографий "правильнее", сказать сложно – у каждого свой вкус и свой ходожественный замысел. Все RAW-конвертеры позволяют изменять цветовую температуру уже после съёмки.

Полезный формат этот самый RAW, согласитесь. Даже опытный фотограф при съёмке в готовый графический формат не сможет оперативно определить правильность установки всех параметров. Сделать это полноценно можно лишь на мониторе, желательно крупном и качественном; дисплей фотокамеры мелок и служит лишь для весьма приблизительной оценки. Ленивым фотографам, всё-таки установившим режим RAW, но не желающим возиться с точными настройками можно посоветовать запустить режим пакетной обработки RAW – программа сделает из RAW готовые картинки "одним кликом" со всеми установками по умолчанию, как поступила бы фотокамера при съёмке в JPEG. А вот RAW-файлы выкидывать не торопитесь, если память компьютера позволяет их хранить. Кто знает, вдруг вам захочется долгими зимними вечерами вспомнить лето и создать из припрятанных картинок шедевры. Тут-то и пригодится RAW.


Программы для обработки RAW (т.н. RAW-конвертеры) – тема вечного спора фотографов и дизайнеров уже с момента появления формата. Из громких имён вспоминается конвертер Capture One Pro компании Phase One, содержащий RAW просмотрщик и конвертер ACDSee Pro версии 8 и выше от ACD Systems, уже несколько устаревший морально RawShooter Premium, а также представленный в виде плагина Adobe Camera RAW для Photoshop. Но следует отметить, что распространяемые бесплатно штатные RAW конвертеры (в случае с Canon это Digital Photo Professional, или просто DPP) показывают неплохие результаты, которые вполне устроят большинство фотографов. Во всяком случае, для пакетной обработки большого количества файлов они подходят вполне. В штатных конвертерах RAW легко регулировать экпозицию, резкость, цветовой баланс, контраст. Для "ювелирной" работы над вашими шедеврами, когда качество важнее потраченного времени, лучше подойдёт Capture One. Совет тут один – пробуйте, сравнивайте, анализируйте результаты.

RAW конвертер DPP

RAW конвертер Digital Photo Professional, поставляемый вместе с зеркальными камерами Canon. Справа вы видите панель инструментов для работы с фотографиями, сохранёнными в RAW. Этой программы обычно достаточно для большинства задач фотографа.

Кратко резюмируем сказанное раньше. Формат RAW позволяет фотографу:

– исправлять ошибки установки экспозиции в пределах до 2-х ступеней,
– не проявлять излишней заботы о точности установки экспозиции,
– спасти излишне контрастные сюжеты, которые плохо укладываются в границы динамического диапазона,
– "задним числом" регулировать резкость и насыщенность.

Из относительных недостатков можно упомянуть размеры файлов RAW формата (но в любом случае в разы меньшие, чем у TIFF того же разрешения) и время, требуемое на обработку. Но тут уже каждый фотограф должен решить самостоятельно, стоит ли игра свеч. Ленивым любителям просто рекомендуется снимать "в джипег" и не слишком заморачиваться результатами. Профессиональный фотограф, от которого заказчик ждёт качественного и гарантированного результата, думается, должен уметь обращаться с RAW уверенно, "с закрытыми глазами". Тем более что формат RAW значительно расширяет границы его творческих возможностей, позволяя осуществлять задуманное на очень достойном техническом уровне.

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.