Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"С Лейкой и блокнотом".
Особенности репортажной фотосъёмки военных учений.

В статье обобщён десятилетний опыт фотографа и его коллег в съёмке военных учений на полигонах округа.
Дмитрий Песочинский, фото автора.
 

"- Это не овощная база, товарищ призывник.
Это то место, где вы интересно и чрезвычайно увлекательно провёдете ближайшие два года."

к/ф "ДМБ", 2000 г.

В этой статье вы не найдёте ни слова о том, как снимать реальные боевые действия. На эту тему написано много, качественно и интересно. В мире есть высокого уровня специалисты, настоящие мастера своего дела, есть они и в нашей стране.

К сожалению, на планете ещё много где горит, стреляет и взрывается. Мы же поговорим про другую, но смежную сферу фотожурналистики - фотосъёмку военных учений.

Первый совет, который я хочу дать тем, кому завтра предстоит снимать учения - это хорошо подумать над тем, надо ли вам вообще всё это. Если вам неинтересно, откажитесь сразу, пусть редактор ищет другого. Армия - совсем не то место, откуда вы приедете богатым и известным, а устанете как собака, гарантирую. Едут на такую съёмку либо за интерес, либо когда просто нельзя отказаться. Искренне посочувствовав вторым, приглашаю первых к беседе.

 


Мотивация. Здесь всё предельно просто - это личный интерес к предмету вашего репортажа, возможность отработки художественных и технических приёмов, самореализация, любознательность. Всё остальное не работает - за одну корпоративную пьянку фотограф получит больше, чем за трое суток тряски на УАЗике по ухабам полигона. За деньгами - это не сюда:



Кому это надо? Прежде всего, различным печатным СМИ. Гражданская журналистика в лице блоггеров пока остаётся в стороне, сложности в получении аккредитации практически исключают возможность поснимать всем, кроме официальных представителей серьёзных изданий. Сама же армия представлена в журналистике московским агентством Военинформ, издателем информационно-аналитического журнала "Российское военное обозрение" и информационного бюллетеня "Военные комиссариаты". Основное направление деятельности руководители агентства выражают термином "информационно-рекламное обеспечение". Располагающее современным техническим оснащением, штатом квалифицированных журналистов, талантливых фотографов и видеооператоров и практически безграничными возможностями в организации съёмок по всей стране, агентство "Военинформ", как любая крупная вертикально-подчинённая структура, вовсе не отличается оперативностью и дружелюбностью к гражданским СМИ. А в ряде случаев, не стремясь прихвастнуть, замечу - наша группа всего из двух фотографов привозила с мероприятий гораздо более интересные картинки, чем целая бригада москвичей. К любой работе надо иметь интерес, приказ его никак не заменит.

Большая часть заметок и статей в петербургских изданиях иллюстрируется собственными фотографами и приглашёнными профессионалами. Привыкшие снимать гей-парады на Невском проспекте и довольных муниципальных депутатов фотографы элементарно не владеют вопросом. Фотосъёмка военных учений предполагает постоянную тренировку и отработку навыков, повышение квалификации. Надо быть в курсе политических тенденций, отслеживать изменения в структуре ВС, интересоваться появлением новинок вооружения, оснащения и боевой техники.

 

Аккредитация на фотосъёмку в армии необходима всегда. С этим не шутите - в лучшем случае вас просто выгонят, документы проверяются у журналиста и фотографа в обязательном порядке. Вопросами получения аккредитации занимается непосредственно редакция издания, которое отправляет вас на съёмку. Если с фотографом на мероприятие едет пишущий журналист, оператор или ассистент, оформлять аккредитацию надо на каждого участника, а также на автомобиль. Порядок аккредитации строго регламентирован законом РФ от 27 декабря 1991 года "О средствах массовой информации" (№ 2124-1) и рядом нормативных документов Совета Федерации. Подробности узнаются уже по месту, в беседе с ответственным лицом в штабе округа. Вопросы аккредитации российских изданий решаются на уровне округов, зарубежных - только в Москве.

Все документы (паспорт, удостоверение журналиста и само разрешение на фотосъёмку) всегда должны быть с собой! Проверить могут всегда и везде - хоть на полигоне, хоть в столовой). Не пытайтесь отшутиться - согласно старой прибаутке, "кто в армии служил, тот в цирке не смеётся". Сержант на КПП тоже хочет в отпуск и задержит нарушителя с великим удовольствием, а любая задержка обернётся потерей ценных кадров.

 

Не опаздывать! Рассекать на собственных Жигулях по полигонам вам совершенно справедливо не разрешат, а гнать за опоздунами машину тоже никто не будет. И само собой, учения идут по собственному, давно разработанному и утверждённому плану, и поменять уже никогда ничего нельзя. Будьте пунктуальны, это совсем несложно.

И ещё один забавный момент. В армии много чего занятного и интересного, в том числе представителям зарубежных военным структур и ВПК разных стран. Джеймс Бонд вышел на пенсию, эпоха тотальной шпиономании прошла, но полностью исключать такую возможность нельзя. Совет тут один - в любом случае сообщайте обо всех подозрительных предложениях непосредственно тому, кто давал разрешение на съёмку. Вы же не готовы Родину продать, у вас другая профессия, а если это окажется штатная тренировка спецслужб, вы и ваше издание окажетесь в оч-чень неудобном положении.

 

Если вас просят что-то не снимать - не снимайте. Ради похвалы редактора рисковать дальнейшим сотрудничеством не стоит. Это фотографу надувной танк кажется забавной игрушкой, а на самом деле является действительно секретным техническим средством дезинформации противника, секретней настоящего танка.

Также это касается любых документов и карт. Военным лучше знать, что секретно, а что не очень. И не спорьте - они же не учат вас выставлять выдержку и диафрагму.

 

Правилом хорошего тона считается показывать отснятый материал сопровождающему офицеру. Подойдите и покажите сами, снимки можно продемонстрировать прямо на экранчике камеры, если она цифровая, конечно. Спросите ещё раз, можно ли всё это публиковать.



Техника безопасности при фотосъёмке. Вот тут действительно всё серьёзно. Неприятная неожиданность подстерегает неопытного фотографа на каждом шагу. Если вы на военных учениях впервые, представьте себя пятилетним ребёнком в огромном незнакомом городе - именно так вы на самом деле и выглядите. Не отходите от группы, не отставайте и не опережайте её. Вопросы можно задавать только ответственному офицеру - остальные могут быть элементарно не в курсе всех подробностей тактического плана и даже из самых добрых намерений способны спутать вам все карты.
Даже ходить следует только там, где указано. Самая безопасная на вид лужайка может быть, в лучшем случае, напичкана взрывпакетами, дымо-шумовыми гранатами и прочей пиротехникой, которая несколько посильнее новогодней китайской - мало не покажется, проверено.

Если вы всё-таки потерялись, примите все меры к тому, чтобы вас заметили. Учтите, что в ответственные моменты оперативно-тактических и стратегических учений сотовая связь и навигация в этой местности может быть подавлена, что нередко и происходит. Чего точно не следует делать - так это метаться по полю, обрывая провода и наступая на всё подряд, такие заячьи пляски могут привести к смертельному исходу. Самым разумным представляется обратиться к первому попавшемуся военнослужащему. И сделать это надо побыстрее - согласно закону подлости именно эта милая высота с березками через десять минут подвергнется массированной артподготовке. Прониклись?

Всегда смотрите под ноги! Прикасаться и перемещать любые металлические предметы на полигоне опасно для жизни. Если увидите что-то незнакомое, не тяните руки - на вооружение принимается новая техника, которую вы, даже глубоко интересуясь вопросом, можете не знать:

 
Кумулятивная противотанковая граната ПГ-7. Перед вами смерть в самом неприглядном её воплощении. Доложите сопровождающему.
 
Неразорвавшийся подкалиберный снаряд от танковой пушки помечен красным флажком на палке. Тряпка выцвела, снаряд так же опасен.
 
Таким треугольником помечаются мины. Здесь даже топать громко крайне нежелательно, тихо отойдите назад и предупредите остальных.
 
Неразорвавшийся выстрел подствольного гранатомёта, граната ВОГ-17. Прикасаться к ней нельзя, отойдите и сообщите ответственному.

Берегите уши! В армии вы столкнётесь с самыми громкими звуками, которые только вообще бывают. Если вы не подготовились, то хотя бы приоткройте рот, чтобы уравновесить давление на барабанные перепонки. Тише от этого не станет, но так меньше вероятность получить травму. Наиболее громко поют крупнокалиберные системы наземной ствольной артиллерии и самоходные орудия, ненамного тише стреляет танк. Не подходите слишком близко, старайтесь никогда не заходить за дульный срез.

Действительно жуткий звук у реактивного самолёта на форсаже. На некотором удалении от ВПП он терпим, но когда бомбардировщик пролетает в двадцати метрах над вами, вам захочется от ужаса вжаться в землю. Это не преувеличение - даже наличие многолетнего опыта не поможет обмануть инстинкт самосохранения. Двигатель в режиме форсажа орёт, воет и грохочет одновременно на всех мыслимых частотах сразу, бьёт по всему телу. Мне кажется, это вообще самый громкий звук, который мне приходилось слышать.

Помочь тут могут только наушники. Вполне сгодятся строительные, предназначенные для защиты при работе с перфоратором. Экономить не следует, возьмите самые качественные из имеющихся в продаже - уши дороже.

 
Фронтовой бомбардировщик СУ-24 на взлёте. Видимое пламя сзади означает включение форсажных камер. Без наушников именно этот кадр был бы невозможен - я бы просто бросил камеру, чтобы спасти уши.
 
Стреляют танки Т-80. Это громко, поверьте.
 
Беглый огонь 122 мм. гаубиц Д-30. Удержать камеру ровно, инстинктивно не вздрогнув, без наушников невозможно.
 
Фотограф на взлетно-посадочной полосе готов в съёмке - наушники надёжно защищают органы слуха.

Небезопасны для новичка боевые и военно-транспортые вертолёты. Основную опасность представляет рулевой винт, расположенный сзади. Если до несущего винта надо ещё умудриться дотянуться, то лопасти рулевого винта способны легко перерубить горе-фотографа пополам. Лучше всего просто держаться от вертолёта подальше. На стоянке вертолёты охраняются, т.ч. если вы после съёмки стрельб забыли снять наушники и сунулись поснимать кабину пилота, солдата это волнует мало, он будет с вами поступать так, как велит устав. Догадались с трёх раз?

 
Надпись у рулевого винта вертолёта МИ-24 - не для красоты.
 
Десантирование спецназа ВВ с вертолёта МИ-17.
 
Вертолёт охраняется от возможных диверсантов, любопытным фотографам подходить без разрешения также не рекомендуется.
 
Вертолёт МИ-17 на взлёте, оперативно-стратегические учения "Ладога-2009", полигон внутренних войск.

Стрелковое оружие, в т.ч. автоматы, также представляют серьёзную опасность в процессе фотосъёмки военных учений. Главное - не оказаться в секторе стрельбы. Дальность убойного действия пули АК-74 составляет 1,5 км! Основная ошибка начинающего фотографа - суетливая беготня вокруг стреляющего. Помните, что даже при стрельбе холостыми патронами пороховые газы, вылетающая в большом количестве из ствола дрянь и выплёвываемые вправо пустые гильзы опасны для находящихся рядом.

 
Так снимать можно.
 
Так снимать нельзя.

Нельзя находиться рядом в момент пусков ракет. Даже кажущийся игрушкой ПЗРК "Игла" вблизи точки запуска опасен. Оператор в обязательном порядке защищён каской и очками; фотограф на учениях, как правило, читает себя неуязвимым, как Рэмбо. Печальная статистика показывает, что Рэмбо единицы, а обожжённых и контуженных на порядки больше.

 
Средства защиты расчёта в момент пуска.
 
Пуск ракеты ПЗРК "Игла".

Помимо собственно вооружения, опасны и различные инженерные машины и приспособления. Работает установка разминирования УР-77, на жаргоне военных - "Змей Горыныч". Установка запускает ракету, за которой тянется шланг, начинённый взрывчаткой:

 
"Горыныч" в момент пуска.
 
Подрыв шланга, детонация установленных противником мин.

Техника и оборудование. Здесь у каждого свои предпочтения, вам снимать - вам и килограммы техники таскать на горбу. Я хочу ограничиться минимумом рекомендаций по выбору фототехники, но довольно важных. Столь нелюбимые профессиональными фотографами универсальные зумы могут помочь в ситуации, когда менять объективы просто некогда. Содержание снимков с учений обычно важнее технического качества. Вряд ли стоит гнаться за звенящей резкостью, бокэ и цветопередачей в ущерб удобству и оперативности. Разумным компромиссом представляется наличие в кофре двух трансфокаторов - с фокусными расстояниями что-то около 18-70 и 70-200 мм. Не скупитесь на широкий угол - без телевика в армейском репортаже прожить обычно можно, а вот отойти подальше - не всегда.

Момент разрыва осколочно-фугасных 122 мм снарядов. Осколки остаются опасными на дальности в сотни метров от места попадания. Такое можно снять только телеобъективом от 200-300 мм.:



Сноровка работать двумя отдельными камерами вполне себя оправдает, если же такого навыка нет - не заморачивайтесь, только запутаетесь в ремнях и кнопках. При оперативных помещениях штативы и моноподы также будут мешаться.

Сам кофр тоже должен быть жестким. Прокатиться на броне с мягкой сумочкой заманчиво, но для вашей техники такая поездка может оказаться последней. Мне лично нравятся рюкзаки. Если нет специально фоторюкзака - берите обычный, оптика на спине и на груди всегда чувствуется себя более безопасно, чем на уровне пояса. Ставить сумку или рюкзак нигде не надо - везде очень грязно, а также не со зла могут поддать сапогом. Не экономьте на защитных фильтрах, смахнуть грязь со стекла фильтра легче, чем со слоя просветления передней линзы.

Возьмите мягкую фланель и полиэтиленовые пакеты. Про запасные аккумуляторы и флешки я даже не говорю - их стоит брать на любую съёмку. В поле розетку для зарядника найти бывает непросто.

 
Подрыв железнодорожного полотна. Земля и грязь летит во все стороны, защитный фильтр оказался совсем не лишним.
 
Подводный взрыв на полигоне, на голову и камеру сунувшегося слишком близко фотографа выльется половина всего объёма пруда.

Возможности современной цифровой фототехники, в т.ч. способность камеры снимать серию кадров, открывают для фотографа новые горизонты:


Для регистрации быстрых процессов используйте возможности серийной фотосъёмки. Это позволит вам запечатлеть все фазы движения, чтобы потом выбрать для публикации наиболее удачные моменты. Кроме того, в результате вы сможете проанализировать быстропротекающие процессы, а также сделать эффектную анимацию. Рекомендуемая для большинства сюжетов "скорострельность" камеры - от 5 кадров в секунду, лучше больше. Емкости буфера должно хватать не менее, чем на 2-3 секунды.

На фото: момент пуска ракеты самоходным комплексом ПВО "Стрела-10м". Скорость ракеты 9К53М - до 520 м/сек.

Батальонные тактические учения ПВО 200-й ОМСБр на N-ском полигоне Ленинградской области.


 

Вспышкой злоупотреблять не стоит. То есть оно, конечно, при грамотном использовании невредно, но отломить её на бегу от башмака проще простого. Ночью вспышкой в глаза не лупите - что является развлечением для вас, для солдат и офицеров - ответственная работа, годовой экзамен, важная ступень карьеры.

И само собой, вспышкой можно загубить всю жутковатую красоту ночного боя. При длительной выдержке, наличии определённых навыков, знании тактического плана эпизодов и удаче можно привезти домой картинки, достойные кисти неплохого баталиста:

Ночной общевойсковой бой   Ночной общевойсковой бой
 
Ночной общевойсковой бой   Ночной общевойсковой бой
   

Никогда не стойте на пути колонны или отдельных машин! При любом перемещении бронетехники лучше вообще работать телеобъективом. Рассуждения о том, что это путь для трусов, не принимаются - пока вы не знаете тактического плана, не представляете в подробностях перемещение каждой единицы техники, не рискуйте. Сомневающимся в актуальности совета предлагаю решить школьную задачку - рассчитать кинетическую энергию летящего на скорости хотя бы 60 км/ч при массе почти 50 тонн танка Т-80. Если на пути этого динозавра вдруг нарисуетесь вы с камерой на шее, вам никто и ничем не сможет помочь. Пожалейте того, кто вас позвал - он не виноват в том, что у фотографа в голове опилки.

Если место, откуда можно сделать эффектный снимок, известно заранее, продумайте вариант установки камеры с дистанционным проводным или радиоуправлением. Камеру жалко, конечно, однако не так, как свою голову. Тут возможности шикарны - прыжок танка на камеру будет только у вас.

За первый кадр, в принципе, мне надо было надрать уши - умному становится страшно заранее, а дураку - после. Чем больше наблюдаешь повадки боевой техники в реальных условиях полигона, тем длиннее хочешь телевик. Второй же кадр снят спустя 10 минут телеобъективом с совершенно безопасного расстояния. Очевидно, он не менее эффектен. Не рискуйте зря - вы же не хотите посмерную выставку в местном Доме офицеров.

 

Всегда старайтесь подписывать снимки - фамилия, звание, должность. О таких, казалось бы, основах фотожурналистики многие молодые фотографы и репортёры не знают. Раньше опубликовать в периодике даже самые эффектные снимки без подробной подписи не представлялось возможным. Можно использовать диктофон, я лично предпочитаю обычный блокнот. Также всегда помечайте и само действие, название тактических эпизодов, хронометраж каждого события - на следующий день всех подробностей боя вы просто не вспомните.

Война войной, а обед - по расписанию. Застрять на мероприятии, особенно по неопытности, съёмочная группа может надолго. Если в кофр удастся запихать пакет с бутербродами - пихайте, пригодится. Неплохо бодрят шоколадки. Это совет на случай форс-мажора, т.к. обычно журналистов голодными не оставляют. Кормят в армии, как правило, вкусно:

 


Отношение художественной составляющей фоторепортажа к информационной - отдельная интересная тема. Здесь тоже всё решать вам. Держа в уме задание редактора, не забывайте от трёх китах фотожурналистики - объективности, повествовательности, хронологии. То что вы снимаете, по сути своей - событийный репортаж, от законов этого жанра и отталкивайтесь. Стиль же у каждого свой, а учёного учить - только портить. Мне кажется уместной видимая непричёсанность, грубоватость подачи - армия не балет и не светская вечеринка, умеренная доля хулиганства будет вполне оправдана. Об этом же писал и "отец фотожурналистики", американец Клифф Эдом.

Помните главное - если задача не выполнена, даже самые глубокие знания и точное следование законам жанра вас не оправдает; если картинки получатся эффектные и информативные, вам простят даже самые грубые нарушения всех канонов. Фотография и армия схожи в том плане, что победителей не судят.


В погоне за взрывами, пусками ракет и стреляющими танками не забывайте о командовании. Взрывы военные видят часто, а командующий к ним прилетает не каждый год. Даже если вам лично этот кадр не нужен - не ленитесь, пригодится в архив, вам будут благодарны:

 
Командующий ВДВ генерал-лейтенант В.А.Шаманов (на момент съёмки - командующий российской группировкой войск в Абхазии) наблюдает за ходом активной фазы учений за Бобочинском общевойсковом полигоне.
 
Единственный в мире ныне живущий маршал артиллерии В.М.Михалкин инспектирует ход учений с боевой стрельбой на Лужском артиллерийском полигоне.
 
Главнокомандующий сухопутными войсками РФ В.А.Болдырев руководит завершающим этапом оперативно-стратегических учений "Ладога-2009" на полигоне внутренних войск в Ленинградской области.
 
Маршал Советского Союза, министр обороны СССР в период 1987-1991 гг., член ГКЧП, советник министра обороны РФ и военной академии Генерального штаба Д.Т.Язов с министром ВД А.С.Куликовым, 2009 г.


Будьте этичны. Чернухи в армии можно наснимать - за год не пересмотришь. Вопрос лишь в том, надо ли? Если вы хотите рассказать обществу о трудностях первых месяцах службы, о дедовщине, о хамстве офицеров и неотапливаемых казармах - выберите другое время и место. Активная фаза учений - это венец всему делу, итог учебного года, а для многих военных даже, не будет преувеличением сказать, звёздный час. Не портите людям праздник.
 

Общайтесь по-человечески. Солдат, чего уж там скрывать, полностью бесправен. Не злоупотребляйте этим. Можно и нужно просить что-то сделать "для кадра", но гонять отделение четырежды брать высоту, как я наблюдал это однажды в случае с московскими телевизионщиками, мне кажется свинством.

Выбирайте комфортную дистанцию общения в каждом конкретном случае. Панибратство элементарно не будет понято.

Вы - сытый, хорошо одетый, взрослый, обвешанный дорогими цацками гражданский человек в любом случае для срочника из Вологодской области будете инопланетянином, существом из другого измерения.

<-- Классика жанра. "Солдат спит - служба идёт".

 

 
Друзья.
 
Как настрою, так и полетим.
 
Толян! Да брось ты её нахрен, она же стерва!
 
Перекур.

Не забывайте отблагодарить героев своего фоторепортажа.

В армии есть валюта, непонятная гражданскому человеку - сигареты. Это именно валюта, средство обмена, эквивалент стоимости всего вещественного. Предлагайте сигареты всем, даже некурящим - вам это ничего не стоит, им пригодится.

Да и просто говорите спасибо. Тогда и красивых картинок в редакцию привезёте много.

 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

Удачи вам и интересных снимков. Берегите себя.

См. приложение к статье - пример ночной фотосъёмки военных учений. 17 широкоформатных снимков батального жанра. Запечатлены основные этапы ночного общевойскового боя на полигоне в Ленинградской области в рамках оперативно-стратегических учений "Ладога-2009".


Если эта статья окажется полезной фотографам, журналистам и представителям пресс-служб, буду рад.

Заказчиков, заинтересованных в качественной репортажной фотосъёмке мероприятий, я приглашаю к сотрудничеству. С большим удовольствием возьмусь за интересный мне проект, независимо от уровня сложности задачи.

На любые интересующие вопросы отвечу по телефону в Петербурге:
+7 921 337-24-39.

С уважением, Дмитрий Песочинский, фотограф.

 

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.