Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Безопасность при фотосъёмке".
Дмитрий Песочинский, фото автора.

Фотографирование – процесс безумно увлекательный, это известно всем. Выразить собственное отношение к миру – что может быть интереснее для увлечённого своим делом любителя? В такие моменты мы перестаём замечать всё вокруг. И следует признать, что фотограф, с головой погрузившись в любимое занятие, перед окружающей средой бывает беззащитнее пятилетнего ребёнка.

Опасности, подстерегающие фотографа, можно разделить на две группы – условно назовём их внутренними и внешними. В первом случае всё зависит только от вас, зазевался – сам виноват. Во втором же случае фотограф вступает в активное взаимодействие с окружающими людьми, и не всегда это взаимодействие оказывается приятным и безопасным. Рассмотрим возможные проблемы более подробно.

Для простоты понимания исключим запредельный экстрим вроде восхождения с камерой на Эверест или спуск за эффектными фотографиями к жерлу клокочущего раскалённой магмой вулкана. Риск – дело благородное, но голову включать даже самому творческому человеку бывает невредно. То же самое касается и всякого рода форс-мажора. Если фотограф сам напросился на войну, не имея ни опыта работы в горячих точках, ни взвода личной охраны – жаловаться на то, что мохнатый боевик в горах ничего не слышал о Женевской конвенции, как минимум, наивно. Однако, даже в центре миллионного города найти себе приключений удаётся многим.

Отвлёкся, засмотрелся – самый частый случай причины различных неприятностей, подстерегающих при фотосъёмке. Отрывайтесь от видоискателя, смотрите по сторонам. Не забывайте о том, какой объектив вы используете в данный момент. При репортажной съёмке, например, фотограф использует как широкоугольные объективы, так и телеобъективы с большим фокусным расстоянием. Соответственно, объекты в видоискателе кажутся ему расположенными ближе или дальше, чем на самом деле. Доведённый до предела пример – объектив "рыбий глаз". У нас создается впечатление, что до выполняющего разворот танка метров сто, хотя на самом деле – всего десять-пятнадцать, и фотограф подвергает себя смертельной опасности. Возьмите за правило постоянно контролировать окружающую действительность вторым, "невооружённым глазом". Помните – ни один, пусть самый эффектный, кадр не стоит вашего здоровья и жизни.

Безопасная фотосъёмка военных учений

Безопасность при фотосъёмке военных учений (тем более – боевых действий) – первоочередная задача фотографа и тех, кто его аккредитовал.

Смотрите под ноги. Даже фотографирующего праздник на Дворцовой площади фотожурналиста могут подстерегать опасности – открытый люк, гвоздь, ставшая комедийным штампом банановая кожура. Это касается, в первую очередь, занимающихся репортажной фотосъёмкой – постоянное внимание к происходящему вокруг, непрерывное действие и необходимость запечатлеть все основные моменты мероприятия не позволяют ежесекундно оглядываться и вертеть головой на 360 градусов, подобно сове. Но всё-таки приходится – здоровье дороже любого снимка.

Автомобили, техника. Ралли, трофи-рейд, тест-драйв новой "Лады" – действо красочное и эффектное. У начинающих фотографов велик соблазн оказаться "на передовой" с камерой наперевес. Помните, что несчастье может произойти в любой момент – остановить машину моментально невозможно даже в теории. Часто без особого ущерба для фотографии можно снимать телеобъективом с отдалённых точек, минимизируя риск для вас и вашей техники.

Фотосъёмка производства. Любой завод представляет собой источник повышенной опасности. Сотрудники завода в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности, фотограф же себя полагает совершенно неуязвимым. Впечатление довольно обманчивое, к сожалению:

Горный взрыв в Ленинградской области – суммарный заряд более 35 тонн ВВ. Чёрные точки на фотографии -обломки породы до 1 метра в диаметре. Минимально возможная дистанция безопасной фотосъёмки – 800-1000 метров.

Впервые оказавшегося на производстве фотографа подстерегает множество опасностей. В этом случае крайне рекомендуется попросить сотрудников предприятия проводить вас по цехам, предварительно рассказав об основах технологического процесса. Ни в коем случае не следует игнорировать предупреждающие знаки и таблички. Высокая температура, давление, искры, агрессивные химические среды, летящая во все стороны стружка, лазерное излучение – вот далеко не полный список опасностей, подстерегающих фотографа при съёмке на производстве. Не пересекайте ограничительные линии, не касайтесь ничего вокруг. Часть проходов в цехах – технологические, т.е служат для перемещения персонала только при остановленной производственной линии, в остальное время там могут с большой скоростью летать многотонные предметы, которые раздавят вас, как таракана. Даже если вам не жалко себя и своих родных, не подводите того, кто позвал вас.

Не менее опасной может оказаться для фотографа стройка на любом её этапе, от нулевого цикла до отделочных работ. Фотосъёмка строительства – задача для профессионального фотографа нередкая. Ни в коем случае не следует ходить по стройке без сопровождающего. Если бригадир выдает вам каску, её следует носить на голове, а не в рюкзаке. Соблюдайте технику безопасности даже при фотосъёмке – все правила в строительстве буквально "написаны кровью". Ни в коем случае не фотографируйте в движении – даже на завершающем этапе строительства опасные участки могут быть не огорожены и сделать шаг в пропасть – проще простого.

Съёмка стройплощадки развязки ЗСД с отметки 37 метров. Не повторяйте такие фокусы без сопровождающего, предельно внимательно относитесь к рекомендациям строителей, используйте все необходимые средства защиты – каску, страховку.

Армейский репортаж, военные учения, стрельбы и пуски – тема отдельной беседы. Наиболее опасная разновидность фотосъёмки, с которой может столкнуться фотожурналист. Заинтересовавшихся вопросом приглашаю ознакомиться с этой статьёй.

Безопасность фотосъёмки

С наибольшей опасностью фотограф сталкивается при съёмке в армии и "горячих точках" планеты – их, к сожалению, на наш век хватит. Главный совет – максимально тщательно изучите все вопросы, касающиеся безопасности. Выполняйте все приказы отвественных лиц, прислушивайтесь к рекомендациям коллег – более опытных фотографов и журналистов. По большому счёту, ваша жизнь и здоровье напрямую зависят от вашей осторожности и внимания.


Охранники, сотрудники служб безопасности и милиция – ваши заклятые друзья. Люди, по долгу службы призванные "держать и не пущать", редко способны к конструктивному диалогу – у них есть чёткий приказ руководства, а ваши проблемы им глубоко безразличны. Конечно же, самые интересные снимки фотограф делает "не благодаря, а вопреки". Но сначала следует разобраться, стоит ли игра свеч. Несанкционированные митинги, демонстрации, шествия – это те места и ситуации, в которых в любую секунду вас могут схватить и потащить в уютный милицейский автобус. Сопротивляться не советую – растолкать пятерых омоновцев довольно непросто, а на удар дубинкой ни один ваш объектив не рассчитан, голова же представляется ещё менее прочной. Перед прогулкой по скандальным местам необходимо дать себе чёткий ответ на вопрос, зачем это вам нужно. Если за идею – похвально и благородно, никакие советы вам больше не нужны, вы знаете, на что идёте. Но и винить в случае печальных эксцессов вам придётся только себя самого.

Относительной гарантией безопасности считается наличие "корочек" журналиста и яркой жилетки с надписью "пресса". Но масса грустных примеров в столице и других городах говорит не в пользу этой версии – под раздачу порой удаётся попасть даже фотокорреспондентам ведущих мировых изданий.

Не снимать то, что нельзя. Спорный пункт. В доведённом до предела случае вам можно будет фотографировать лишь у себя дома – всегда найдётся кто-то недовольный, готовый запретить съёмку. Тема широка и безгранична, как океан, фотографами сломано немало копий в спорах и набита масса шишек в попытках пробить бетонную стену непонимания среди охранников и людей в погонах. Правомерность фотосъёмки в том или ином случае определяется законами, местными нормативными актами, рядом документов Совета Федерации. Юридическая подкованность не вредит никому, и фотограф за работой – не исключение. Если же вы полностью уверены в своей правоте и точно знаете, что запрещающий с юридической точки зрения неправ – стойте на своём. Только так можно поставить на место "шариковых" для пользы своей и многочисленных товарищей по увлечению. Разумеется, нужно соблюдать нормы приличия в общении – не грубите, говорите спокойно, без хамства и провокаций. Уверенный и вежливый тон обращения к оппоненту гораздо более эффективен, чем истеричные крики.

Соблюдайте элементарную этику. Не все ваши модели хотят быть запечатлены, примите это как данность – с какой стати их должен фотографировать в неожиданном месте совершенно незнакомый человек? Даже если закон на вашей стороне, порой будет мудрее промолчать и согласиться. Представьте себе, что вокруг вашего ребёнка на детской площадке вьётся незнакомый дядька с фотокамерой. Ваши вопросы о его намерениях будут совершенно логичны. Во многих местах, по закону считающихся общественными (тех же ночных клубах), на самом деле течёт вполне приватная жизнь. Не доводите до абсурда каждую ситуацию, идите на уступки, порой просто откажитесь от кадра, если модель против – таким образом снизить число потенциально конфликтных ситуаций вполне можно.

Разрешения на фотосъёмку в ряде случаев являются вполне разумным решением – никакой охранник не станет брать на себя ответственность за запрет, когда у вас на руках официальная бумажка от его руководства с подписью и печатью. Получать аккредитацию нужно заранее, за несколько дней до мероприятия, а где именно – в каждом конкретном случае решается индивидуально. Ищите организаторов мероприятия, выходите на контакт.

Если фотограф-любитель зимой снимает родных и знакомых, а летом цветочки, то круг задач профессионального фотографа гораздо шире. Довольно частая задача – фотосъемка корпоративов и праздников. Перечисление таких видов съёмки в контексте безопасности кажется комичным, но лишь на первый взгляд. Фотограф неизбежно привлекает внимание, а спорить с изрядно выпившим завсегдатаем ресторана бывает довольно сложно. Совет один – избегайте любых конфликтов, не спорьте и не ругайтесь. Конфликты между гуляющими возникают часто, и фотографу стоит просто держаться от них подальше – разнимать бойцов и без вас моментально найдется множество желающих, а случайно повреждённую в драке камеру вам придётся ремонтировать за свой собственный счёт.

Фотографируя в чужой стране, учитывайте менталитет аборигенов. Пример ситуации, которую сложно оценить на практике – одному нравится, второй безразличен, третий требует прекратить фотосъёмку. Не спорьте – вы не дома.

Профессиональный фотограф и увлечённый любитель каждый день таскает в кофре весьма недешёвую технику, и несколько сотен тысяч рублей за весь набор – далеко не предел. Современная зеркальная камера, несколько приличных объективов, топовая вспышка – да вы просто мечта местных жуликов! Посягательства на технику – случай, если верить сообщениям на отраслевых форумах, нередкий. Постарайтесь не афишировать содержимое своего рюкзака или кофра без крайней необходимости, доставайте технику только на самом мероприятии в нужный момент. Особенно опасным представляется общественный транспорт – автобусы, поезда, метро. Воришки часто действуют группой – один отвлекает, другой в это время хозяйничает в вашей сумке. Грустный опыт ваших предшественников позволяет сделать вывод, что из соображений безопасности сумка должны быть скромной и неброской, чтобы по внешнему виду было невозможно догадаться о содержимом. Фотографический кофр при перевозке можно поместить в любую другую сумку (например, спортивную). При перевозке штатива можно использовать чехол, предназначенный для спиннинга – ничуть не менее удобно, но гораздо безопаснее – вряд ли "удочка" станет предметом преступных посягательств. Бывают и случаи откровенного грабежа. Рэмбо, способные уложить четверых подготовленных грабителей на землю, среди фотографов встречаются нечасто, поэтому постарайтесь минимизировать риски доступными вами способами – не гуляйте с Марком-2 на шее по ночам в незнакомых районах. Попросту говоря, не провоцируйте криминалитет.

Если всё-таки вы лишились своей честно заработанной техники, обязательно предупредите коллег на отраслевых форумах (с полным перечислением моделей и серийных номеров аппаратуры), подайте заявление в милицию. Вероятность того, что ваши обидчики попадутся, есть (пусть даже на десятом эпизоде), и тогда ваши показания будут очень кстати. Кроме того, ворованная техника периодически "всплывает" на интернет-барахолках, в комиссионных магазинах, и для того, чтобы получить её обратно на законных основаниях, нужны задокументированные свидетельства.

Конечно же, от неприятностей не застрахован никто. Но соблюдение элементарных правил безопасности при фотосъёмке поможет избежать многих потенциальных проблем. Внимательность, такт, соблюдение правил приличия, этических норм, умение находить общий язык с людьми в большинстве случаев могут защитить фотографа от самых различных неприятностей.

Берегите себя. Удачи вам и множества замечательных фотографий!


Материалы по теме:
- глава книги "Фотография как бизнес" (ИД "Питер", 2011 г.) – "Разрешения на фотосъёмку, аккредитация фотографа".
- новая статья для коллег и заказчиков "Фотосъёмка с вертолёта", в т.ч. и аспекты безопасности при проведении фотосъёмки с борта современных ЛА.

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.