Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Фотоагентство или фотограф. Плюсы и минусы сотрудничества ". Дмитрий Песочинский, фото автора.

Сегодня в крупных городах России фотографический рынок можно назвать сформировавшимся. Стабилизировались цены, определился пакет наиболее популярных фотоуслуг, наметились свои лидеры и аутсайдеры. Конечно, в этой отрасли ещё далеко не всё “гладко” - прежде всего, хромает качество. И тем актуальнее вопрос потенциальных заказчиков, кого выбирать в качестве постоянного партнёра – фотоагентство или частного фотографа.

По сути, фотографическое агентство и “гуляющий сам по себе” фотограф (не связанного узами деловых отношений с начальством фотографа принято называть фрилансером) – это разные формы организации одного и того же процесса. Остановимся на плюсах и минусах этих вариантов более подробно.

При обращении с предложением к частному фотографу вы заранее видите, с кем вам придётся иметь дело. Однозначного мерила для оценки качества фотографии нет и пока не предвидится – у каждого свой вкус, своё художественное видение, да и задачи одной и той же съёмки (например, фотосъемки репортажной) бывают различны, а порой и прямо противоположны. Так или иначе, заказчик просит фотографа продемонстрировать портфолио – пакет примеров работ в различных направлениях и жанрах фотосъёмки. Портфолио фотографа, разумеется, должно быть тематическим. Если вам предстоит найти хорошего репортажника для фотосъёмки корпоративного мероприятия, а претендент на встрече демонстрирует только бабочек и цветочки, то вероятно, следует поискать другого кандидата, как бы гениально ни был сфотографирован брачный танец махаонов.

Фотографический успех складывается их нескольких составляющих, и они одинаково весомы. Талант, опыт и навыки, способность к экспериментам, умение следовать законам композиции и перспективы – выделить главные и второстепенные факторы вряд ли получится. Не менее важна и техническая оснащённость – очень многие съёмки требуют полного (и довольно недешёвого) арсенала оптики, качественную и надёжную камеру, массы вспомогательных приспособлений. Все старания при съёмке могут оказаться бесполезны, если фотограф не умеет обрабатывать картинки в RAW-конвертере и графических редакторах. Но от заказчика не требуется разбираться во всех тонкостях профессии, освоение которой занимает годы – он просто хочет посмотреть портфолио и убедиться в компетентности и профессиональной состоятельности человека, с которым предстоит работать. И сделать это при первой же встрече (а порой и просто посетив сайт фотографа) довольно легко. Дальше – ещё проще. Если устраивает цена и позволяет бюджет, сделку можно считать состоявшейся, качественные фотографии уже практически у вас в кармане.

Фотоагентство для непосвященного кажется чем-то солидным и серьёзным – чаще всего, это синтез АПН “Новости” с журналом “Вог”. Самое смешное, что порой так и бывает. Фотографический бизнес, каким бы игрушечным он ни казался нефтяным магнатам и прочим металлургам, подчиняется тем же “взрослым” законам. При грамотной организации фотоагентства (следует иметь в виду, что услуги фотосъёмки может предлагать фотостудия, новостное и репортажное агентство, модельная контора) не обойтись без руководителя, команды менеджеров, секретаря, курьера, самих исполнителей – фотографов. Не занимавшимся подробным анализом фотографического рынка фотоагентство представляется серьёзной, “крепко стоящей” организацией. Надёжность подкупает, согласится психолог.

Но весь фокус и ирония ситуации заключаются в том, что фотографировать для вас будет не агентство, и даже не директор с менеджерами – “ловит кадр” в видоискатель, ставит свет и нажимает спусковую кнопку человек, которого вы, вероятнее всего, даже не увидите на предварительных переговорах. Вам продемонстрируют солидный альбом, где будет масса эффектных фотографий, безупречных в художественном и техническом плане. Но кто именно из десяти штатных фотографов снял тот или иной сюжет, не вспомнит даже директор фотоагентства. Не говоря о том, что мэтр с громким именем, картинками которого хвастаются перед клиентами, мог давно уволиться, а костяк штата фотоагентства составляют студенты-вечерники, вчера торговавшие бигмаками в Макдональдсе. Гарантий от таких “попаданий” в случае сотрудничества с фотоагентствами, увы, нет.

Апофеозом полёта маркетинговой мысли фотографических агентств можно назвать случай, рассказанный мне одним моим коллегой. Когда он уехал в командировку на очередные съёмки, заказчик обратился в петербургское фотоагентство с довольно громким именем, где мой товарищ когда-то работал. После солидной дозы приветливых улыбок и чая-кофе-печенюшек девушка-менеджер принесла внушительный кожаный фотоальбом, на страницах которого красовались… выполненные пять лет назад репортажные фотографии моего знакомого! Особую иронию ситуации добавляет факт, что в качестве примера демонстрировались картинки давно уволившегося фотографа с праздника, на котором гулял коллектив компании, чей представитель сидел в кресле перед менеджером! Обладающая озорным нравом заказчица (руководитель PR-отдела крупной петербургской строительной компании) спросила, можно ли побеседовать непосредственно с гениальным фотохудожником, чьи работы только что произвели на неё столь неизгладимое эстетическое впечатление. Без проблем, - ответили ей, и извлекли из подсобки бойкого студента с бюджетным Никоном на шее. Следует ли говорить, что бывшая потенциальная заказчица, и в спокойном-то состоянии духа способная легко и быстро построить средней численности мотострелковую бригаду, вставила всем мохнатый штырь от земли до неба, пообещав прославить злополучное фотоагентство во всех местах, в которых только бывает.

Не менее важная проблема сотрудничества с фотоагентствами лежит в плоскости чисто экономической. Цены на фотоуслуги в крупных городах и регионах давно сформировались, и заметно отклоняться за пределы этого диапазона просто не получится – заказчики нынче прижимисты, и вопросами ценообразования в фотографии владеют не хуже самих фотоагентств. Но в современном фотографическом агентстве на пять штатных или приглашённых фотографов приходится столько же “нахлебников” - владелец, пара руководителей, бухгалтер, секретарь, курьер. Помещение (в самом недорогом варианте это квартира на первом этаже или офис в бизнес-центре) тоже никто не даст бесплатно. В совокупности расходы оказываются довольно весомы по меркам небольшого, в общем-то, бизнеса.

Если стоимость фотосъёмки праздников в Петербурге, к примеру, составляет 2000 рублей в час, то фотоагентство платит непосредственному исполнителю всего 600-700 рублей! При заказе предметной фотосъёмки на 10000 рублей сам фотограф получит, в лучшем случае, около 4000 рублей. За кропотливую и ответственную работу по съёмке блюд меню в ресторане, оцененную в 15000 рублей, фотограф положит в карман половину. Происходит своего рода искусственный отбор – умеющий прилично снимать и хорошо общаться с заказчиками фотограф (а навыки эффективного общения считаются обязательным требованием к фотографу и не менее важны, чем художественная и техническая составляющая) рано или поздно вежливо пошлёт капиталиста подальше и начнёт кормиться частной практикой. Фотоагентства, издательства, редакции журналов и газет считаются очень хорошей школой для начинающих фотографов, заодно исполняя роль “взлётной полосы” для толковых и амбициозных ребят, оттачивающих мастерство и пока что не обладающих серьёзной клиентской базой. Но со временем, когда приобретается опыт и появляются постоянные заказчики, фотограф покидает фотоагентство и уходит “в автономное плавание”, пополняя многочисленную армию фрилансеров. Таким образом, вероятность получить в деловые партнёры фотографа-новичка оказывается очень велика. Стоит ли так рисковать, решать только заказчику.

Фотоагентство или фотограф?

Порой сотрудниками и менеджерами фотоагентств приводится странный аргумент – надёжность. Пугая клиента необязательными оболтусами-фотографами со стороны, они обещают 100% надёжность во всём. Но о какой надёжности может идти речь, учитывая изложенное в предыдущем абзаце моей заметки? Тот факт, что заказчик вовремя получит целую пачку фотографий с заваленным горизонтом, поваленными тенями и красными глазами? Сомнительное утешение. И само собой, опытный частный фотограф не менее ответственно относится к данным обещаниям, чем студент-второкурсник, в чужом городе чужой камерой зарабатывающий на съёмную квартиру. И мера ответственности у частного фотографа гораздо выше, чем у нанятого за процент новичка, снимающего третий месяц.

Среди прочих мелочей хочется назвать пункт, который вряд ли следует считать проблемой вообще – документальное оформление. Бухгалтерии ряда предприятий – заказчиков фотоуслуг (банков, предприятий строгой налоговой отчётности) не могут платить неофициально наличные деньги, даже если речь идёт о нескольких тысячах рублей. Но решение давно есть – даже с частным фотографом можно заключить официальный договор; форму договора с фотографом и даже полный пакет документов на фотоуслуги легко найти в интернете. Всё, что нужно для официального оформления деловых отношений – паспорт, ИНН, страховое свидетельство. Даже безналичные деньги можно вполне перевести фотографу на банковскую карту. Во всяком случае, эти операции ничуть не более сложны, чем взаиморасчёты между юридическими лицами.

Стоит ли вообще отказываться от услуг фотоагентства в пользу частного фотографа? Я бы не стал отвечать на этот вопрос излишне категорично. В том случае, если вы видели работы именно того фотографа, которого вам рекомендуют, и вы можете быть полностью уверены, что в последний момент не приедет другой сотрудник, попробовать можно. Не забывайте, что фотодело заметно отличается от любой другой сферы с коллективной ответственностью – здесь абсолютно всё и на 100% зависит только от того, кто “нажимает кнопку”. Остальные многочисленные сотрудники фотоагентства лишь обеспечивают бизнес-процесс, не имея к качеству фотографий совершенно никакого отношения. И помните - из заплаченных вами фотоагентству денег сам фотограф получит меньшую их часть. Соответственно, и стимула работать качественно у него гораздо меньше, чем у фрилансера.

И самое главное – даже склоняясь в пользу сотрудничества с частным фотографом, обязательно смотрите его работы. Халтурщиков и лентяев можно встретить везде – в поликлинике, в автосервисе, на заводе. Почему сфера профессиональной фотографии должна быть исключением? Смотрите портфолио, слушайте отзывы клиентов, задавайте фотографу вопросы. И вам обязательно повезёт.

 

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.