Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

Вы – увлечённый фотограф-любитель (или профессионал, как получится). Каждый день вы фотографируете окружающую действительность. Снимки получаются интересные и не очень, представляющую различную ценность как для вас лично, так и для ваших друзей. Часть из них неизбежно оказывается в корзине. Это совершенно нормально – фотография справедливо названа искусством отбора, а без критического взгляда на результат невозможен творческий рост. Но не придётся ли нам жалеть об этих, второпях выкинутых картинках?


Ценность произведений искусства – тема отдельной, весьма интересной беседы. Ситуация усугубляется тем, что единых чётких критериев "качества" фотографий, как и других продуктов культуры, пока нет и в ближайшее время не предвидится. Искусствовед перечислит понимание канонов и умение их нарушать, смелость взглядов, актуальность, оригинальность техники и её несколько десятков пунктов. Менее искушённый наблюдатель предъявляет к фотографиям требования "попроще" – ему важнее, чтобы картинка пробуждала чувства и мысли, да и просто нравилась. Так или иначе, все перечисленные критерии определяют художественную ценность фотографии. А может ли быть ещё и другая ценность? Давайте разберёмся.

Вот самая обычная армейская фотография:

Историческая ценность фотографии

Войсковая часть, которых по стране раскиданы сотни и тысячи. Очевидно, художественная ценность карточки тоже невелика – фотограф просто "щёлкнул" камерой, предварительно построив товарищей для группового портрета. Я прекрасно понимаю, что вам она не очень интересна – вы не знаете ни одного солдата и, вероятнее всего, никогда не узнаете. Ценность этой армейской фотографии фотографии для вас равна нулю.

Но есть двадцать человек, которым эта фотография интересна и даже дорога – сами солдаты. С удовольствием и неподдельным вниманием посмотрят на неё родители и друзья. Наиболее "подкованные" отметят, что в центре стоит маршал артиллерии В.М. Михалкин, визит которого в расположение части – уже само по себе событие. Понимаете, что произошло? Одна и та же фотография может быть ценна некоторым и абсолютно безразлична всем остальным.

Мы незаметно подошли и к точной формулировке темы нашей беседы – историческая ценность фотографии.

Если вы внимательно посмотрите свой архив (мы сейчас говорим о "нормальных" фотографах, снимающих в своё удовольствие; профессиональных фотографов, зарабатывающих ремеслом на хлеб с маслом, пока не рассматриваем), то без труда обнаружите, что именно такие фотографии и составляют львиную долю всех ваших карточек. Я вижу на вашей фотографии незнакомую старушку с чашкой на веранде деревянного дома, в вы видите свою любимую бабушку, которой давно нет в живых. Этот лохматый пёс, которых тысячи – ваш надёжный друг на протяжении половины жизни. Трое вальяжных дембелей на фоне бетонного забора войсковой части, при виде которых я хмыкну – ваши лучшие товарищи по тяготам и лишениям двух непростых лет. Историческая ценность, как мы только что выяснили, бывает индивидуальной (т.е. ценна фотография для одного или нескольких людей). И это самый частый случай.

А вот самая обычная фотография без какой-либо художественной ценности вообще – напротив, низкое качество, бестолковая композиция, небрежность при проявке и печати позволяют даже отнести её к разряду фотографического брака. Сложно сказать, зачем она появилась – вероятнее всего, пробный кадр, проверка камеры, выкинуть поленились. Санкт-Петербург, Купчино, на дворе 1988 год:

Место определить несложно – проспект Славы, угол Бухарестской улицы. И тут же взору внимательного наблюдателя фотография открывает десятки интересных мелочей. Оказывается, посреди проспекта была полоса зелёных насаждений. Ни о каком благоустройстве центрального проспекта района речи не шло, везде разруха и уныние – неплохой аргумент в споре с пессемистом-оппозиционером, которому "при коммунистах жилось лучше". Такого состояния асфальта сейчас не встретишь даже в промзоне – ямы, колдобины и слякоть. Балконы не застеклены, оконные рамы везде одинаковые – стеклопакеты и пластик ещё не начали победного шествия по миру. Разумеется, кондиционеры мы тогда видели только в кино. Непривычно мало автомобилей там, где сегодня перманентная пробка. Модели машин определить сложнее, но иномарок не наблюдается. Нет в поле зрения и спутниковых антенн. Нигде никакой рекламы.

Если присмотреться внимательнее, можно найти ещё множество штрихов, деталей и подробностей – вплоть до особенностей одежды прохожих. Таким образом, никчёмная фотография, которая осталась в архиве исключительно по недоразумению, превратилась в документ эпохи. За неполных 25 лет наш мир незаметно, но основательно изменился. Фотография беспристрастно задокументировала эти изменения.

А теперь давайте посмотрим ещё одну фотографию, автор которой, возможно, вам знаком:

Историческая фотография - документ эпохи

Картинка сия нашлась в библиотеке конгресса США, автор – русский фотограф Прокудин-Горский. Человек был уникальный, оставил богатейшее наследие – тысячи фотографий Империи. Получив, выражаясь сегодняшним языком, грант и всестороннюю поддержку царя, 7 лет путешествовал по стране с единственной целью – запечатлеть жизнь современной ему России. Запечатлел, прямо скажем, основательно.

Фотографии также уникальны и в техническом плане – фотограф опередил время. Обратите внимание, что фотография, датированная 1916-м годом – цветная! Но полноценный цветной фотопроцесс изобрели лишь в середине 30-х. Никакого обмана здесь нет. Русский гений от фотографии просто снимал один сюжет три раза через три цветных светофильтра! Сегодня такую методику мы называем аддитивным RGB-синтезом. Обнаруженные в запасниках библиотеки фотопластинки отсканировали, затем свели воедино в графическом редакторе. И... обалдели от качества. В начале века, за 20 лет до изобретения цветной фотографии, Прокудин-Горский получал цветные фотографии, к тому же, лишённые технических недостатков цветного фото. В общем, крайне рекомендую при первой же возможности ознакомиться в его картинками – найдёте много интересного. Но мы сейчас говорим немного о другом.

Посмотрите ёще раз на фотографию. Ей почти сто лет. Запечатлел фотограф рядовую рабочую сценку, техпроцесс – прессовку сена на специальном станке. Сто лет назад мимо этих людей все ходили, ни на секунду не задерживая взгляд – точно так же и вы сегодня проходите мимо меняющего колесо водителя, разгребающего снег дворника, разгружающего автомобиль грузчика. Вокруг течёт обыденная жизнь и эти люди ничем не привлекают вашего внимания.

Проходит сто лет. И тут же множество мелочей становятся безумно интересны и познавательны. Эти люди иначе одеты, у них немного другое выражение лиц, всё в кадре чуть отличается от того, что мы видим вокруг сегодня. Прочувствовали? Фотограф создал уникальный исторический документ, "слепок" эпохи, оказавшийся необычайно ценным сейчас в историческом и социокультурном плане. Для того, чтобы это понять, потребовался век.


Попробуем сделать выводы. Когда вы снимаете много (вы очень увлечённый любитель, или, не дай Бог, профессиональный фотограф, который цинично кормится ремеслом), со временем у вас образуется весьма внушительный архив картинок, которые вам даже бегло не пересмотреть. Не говоря уже о ваших родных и друзьях, для них это окажется сущей пыткой. Ожидать от каждого кадра шедевра просто наивно, сто-двести карточек, достойных печати в глянцевом альбоме – планка гения. Что делать?

Мое частное мнение – хранить фотографии. В эпоху химической фотографии, когда фотограф рисковал превратить жилище в пыльное хранилище архива, такое позволить могли себе единицы избранных, избалованных пустыми пятикомнатными квартирами. Во времена фотографии цифровой весь многолетний архив без труда помещается на внешний накопитель стоимостью в сто долларов. Не ленитесь дублировать информацию – капут может настать неожиданно, техника есть техника, и потерять весь архив будет нестерпимо обидно. Разумеется, показывать людям картинки (и отдавать результаты фотосъёмки заказчику в случае с профессионалом) нужно только после тщательного и очень внимательного отбора. Но хранить фото в полном объёме, думается, всё-таки стоит. Кто знает, когда и что из отснятого пригодится.

Вас приглашают в качестве фотографа на корпоратив в банке? Вам предстоит фотографировать официальное мероприятие? Вы занимаетесь предметной фотосъёмкой? Только что вам довелось фотографировать интерьеры новой гостиницы? Не выбрасывайте фотографии. Председатель правления банка, как знать, завтра станет министром финансов, и его портрет пригодится для биографии на сайте. Неброско одетый студент на конференции через 30 лет окажется нобелевским лауреатом. Сын заказчика предметной съёмки для каталога спустя полвека с удовольствием приобретёт фотографии для музея компании. Да и вообще – фотографируйте больше. Вы создаёте летопись эпохи, как бы пафосно это ни звучало. Именно вы.

Разумеется, художественная и техническая планка должны быть высоки. Снимайте качественно, содержательно, чтобы смотреть фотографии было интересно не только вам. При прочих равных всегда приятнее рассматривать фотографию, безупречную в художественном и техническом отношении, чем скучную и небрежную.

Не забывайте о мелочах. Те детали быта, которые запечатлевать сегодня нам не приходит в голову, могут оказаться занятны через пятьдесят-сто-триста лет. Сколько снега было на Невском в 1921-м? Как был сшит кафтан у почтальона в Вятке 120 лет назад? Шиповник или сирень были посажены на Ивановской улице в конце 70-х? Нет ответа. Помогите любопытным внукам, это сейчас вполне в ваших силах. Восстанавливать эпоху наши потомки будут именно по таким, "обычным", "проходным" фотографиям, а вовсе не по рекламным постерам и глянцевым журналам.

Снимайте лучше и больше. Храните и передавайте. Не жалейте информации, делитесь ей с тем, кому это необходимо. Тогда и после нас что-то останется будущему. Смайл.

Дмитрий Песочинский, петербургский фотограф.

 

перейти к полному списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая активная ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.