Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Фотограф и СМИ. Почему в журналах "такие" фотографии."   Дмитрий Песочинский, фото автора.

На моей памяти за десять лет работы фотографом в Петербурге родилось и умерло немало перспективных проектов – журналов, газет, новостных сайтов. В судьбе безвременно почивших СМИ можно проследить определённую закономерность развития. После эйфории первых успехов (пары достойно оформленных номеров, первых довольных рекламодателей) на редакционном совете принимается решение "оптимизировать расходы".

Чаще всего под "оптимизацией расходов" понимается банальное стремление сэкономить на всём, на чём можно. Здесь-то и выясняется, что "оптимизировать" особо нечего – сокращать зарплаты самим себе не хочется, журналисты и корреспонденты не горят желанием работать "за идею", тираж за полцены не напечатает ни одна фотография. "А почему это у нас фотографы такие довольные?", – вкрадчиво спрашивают друг друга редакторы с видом Эдуарда Дрюмона, разоблачившего очередной заговор мирового сионизма. Процесс, что называется, пошёл.

Профессиональная фотография, как любой бизнес-процесс, подчиняется определённым законам. Разумеется, есть и некая себестоимость, ниже которой цена на услуги квалифицированного фотографа упасть не может. Рынок давно расставил всё и всех по местам, цены сформировались не вчера и вполне укладываются в некий диапазон, довольно узкий для данного региона. Если стоимость часа репортажной фотосъёмки в Петербурге равна двум тысячам рублей, то можно, хорошенько поискав, найти желающих работать за полторы и за три тысячи. Кажется логичным, что вторые более квалифицированы, опытны и талантливы, первые же пока формируют портфолио и клиентскую базу. Рассудив, что две тысячи в час не получает даже сам главный редактор, владельцы журнала пытаются привести доходы фотографов в соответствие с некой тарифной сеткой, ими же и придуманной.

Фотограф в СМИ

Но! Реалии фотографического рынка очень слабо соотносятся с желаниями и стремлениями издателей. Можно сколько угодно полагать тарифы строителей, медиков и ЖКХ несправедливыми, но меньше они не станут – рынок живёт по своим собственным законам, и заметно влиять на них могут единицы. Очевидно, редактор муниципальной газетёнки "Гальюн Трибьюн" на входит в их число. На волне возмущения принимается силовое решение – фотографу платить из расчёта 1284 рубля 50 копеек за восьмичасовой рабочий день, а если откажется – приглашать на собеседование других.

Любое дело легко губят две вещи – глупость и жадность. Цена же, в идеале, должна соответствовать качеству предоставляемых услуг. Отклонение в любую сторону, как минимум, подозрительно. На нередкие в конце 90-х завуалированные предложения редакций "на голубом глазу" поработать бесплатно я с коллегами-фотографами легко соглашался – в том случае, если мне покажут бесплатный супермаркет.

Когда фотограф набирается опыта и становится способен качественно выполнять большинство заданий, он или начинает брать заказы на стороне, или просто уходит "на вольные хлеба". Винить его бесполезно, кушать хочется всем. Хороший фотограф, который работает только в одной редакции за зарплату – редкость. При тарифах на репортажную съемку (фотосъёмка корпоративных мероприятий, праздников, съёмку конференций, конгрессов и семинаров) в 2 т.р. /час у него возникает естественный соблазн – сфотографировать три пятичасовых праздника и отдыхать весь оставшийся месяц, либо за те же деньги ежедневно приходить в офис к десяти утра, чтобы созерцать милые лица редактора и сидящих на вынужденной диете коллег, для которых путешествие в Венецию – лишь образ из написанной ими же журнальной статьи о красивой жизни. Если фотограф не совсем инертен, то 95% оставшегося времени он тоже не лежит на диване, а работает, что позволяет зарабатывать в разы больше, чем предлагает прижимистый редактор, в качестве приятного бонуса получая полное отсутствие давящего на хрупкую творческую психику руководства за спиной.

Однако, не спешите завидовать – он сполна за всё заплатил. И продолжает платить, прежде всего отсутствием стабильности и всяких гарантий со стороны работодателей. Если простудится штатный фотограф, он может лежать, обняв подушку, до тех пор, пока в аптеке не закончится весь антигриппин. Фрилансер себе такого не позволит никогда. Покупать недешёвую фотоаппаратуру, расходные материалы и поддерживать всё это хозяйство в безупречном состоянии тоже приходится самостоятельно. Высокая степень ответственности за всё вырабатывает привычку вгрызаться в жизнь зубами и держать свой кусок до последнего. Не будет преувеличением сказать, что именно так вырабатывается бойцовский характер, заодно меняя мировоззрение в целом.

Жизнь сама делит всех людей на активных и пассивных (Ржевский, молчать!). Есть целый ряд профессий, рассматриваемых большинством в качестве временных – вам приходилось хоть раз слышать в Макдональдсе про "свободную кассу" от солидного пятидесятилетнего мужчины? Во всяком случае, профессия фотографа никак не входит в их число – твёрдо знающий, чего именно хочет от жизни человек не мечется с места на место, а пределов же творческому росту в фотоделе нет вообще. Перспективу провести оставшиеся годы в душном уголке чужого офиса за скромную зарплату творческий и активный человек, состоявшийся профессионально, справедливо назовёт разновидностью фашизма.

Гипотетически можно предположить, что журналу или газете удаётся найти умеющего хорошо снимать фотокора. Но работа фотографа – это не бездумное нажимание кнопки. Фотограф должен одинаково хорошо владеть как творческой, так и технической составляющей профессии, дружить с законами композиции и перспективы, грамотно сочетать штампы с новаторством, следовать канонам и уметь вовремя от них уйти. Ничуть не менее важно умение общаться с людьми разных профессий, возрастов и социальных слоёв. Вполне логично, что оказавшийся способным к эффективной коммуникации и знающий своё дело фотограф становится профессионально востребован – даже не прилагая дополнительных усилий по продвижению услуги на рынке, он обеспечен заказами, довольные клиенты рекомендуют его друг другу. Надеяться на то, что он останется работать за скромную зарплату (менеджер по продажам саморезов в соседнем офисе получает в среднем больше) только из чувства корпоративной солидарности обычно не приходится. Таким образом на сайте трудоустройства появляются новые вакансии. И очередные фотографы проходят описанный нами путь снова и снова.

В журналистской и издательской среде бытует неверное и опасное мнение, что фотокорреспондентом может работать специалист не самой высокой квалификации. Ошибка кроется в непонимании того, что работа фотографа в СМИ весьма разнообразна. Свадебный фотограф редко умеет хорошо сфотографировать завод, а репортажный фотограф часто пасует, когда заказывают предметную съёмку для каталога. Редактор же может поручить штатнику фотоотчёт с официального мероприятия, праздника, фотосъемку еды для рекламного модуля – что угодно. Журнальный и газетный фотограф должен уметь почти всё!

Не менее важна в профессиональной фотографии и техническая оснащённость. Соблазн пригласить на среднюю по отрасли зарплату новичка, купив ему всё необходимое, проходит быстро – фототехника стоит денег, а стоимость набора приличной аппаратуры на все случаи жизни может легко доходить до трёхсот-четырёхсот тысяч рублей, порой и до полумиллиона. И, что самое обидное, к казённой технике отношение у сотрудников будет вовсе не такое бережное, чем к нажитому собственным трудом добру. Купивший за собственные деньги камеру, кучу объективов, вспышку, штатив, осветительное оборудование и десятки прочих мелочей фотограф вынужден закладывать эти затраты в стоимость предлагаемых услуг. Редактор начинает смутно догадываться, что чудес не бывает. Тем временем иллюстрации в журнале становятся всё хуже.

Идею получить много, заплатив мало, человечество вынашивает тысячелетиями. Но наука, во всяком случае, экономическая, здесь пока бессильна – редактор стоит перед небогатым выбором: платить по-взрослому тем, кто знает и любит свое дело, либо перебиваться услугами студентов-вечерников, купившим в кредит камеру и самоучитель по фотографии. Требовать достойного качества от того, кто взял в руки камеру месяц назад – как минимум, наивно.

Автор на съёмках репортажа (парад в День Победы) с борта вертолёта по заданию экскурсионного журнала.

Наиболее прижимистые редакторы и владельцы изданий пытаются найти третий, особый путь. Ошибочно полагая себя самыми хитрыми в радиусе прицельной стрельбы, они проводят тщательный отбор, приглашая на перманентно освобождающуюся должность штатного фотографа всё новых кандидатов. Иногда редакциям действительно сказочно везёт. В меру жёлтая, хоть и с большими амбициями газета "Мой район" сотрудничала со многими петербургскими фотографами, известными теперь уже в масштабах страны. Я далёк от привычки использовать громкие эпитеты, но назвать петербургского фотографа Александра Петросяна одним их самых выразительных репортажников современности можно смело. Победитель ряда престижных фотоконкурсов, публиковавшийся в куче изданий мирового уровня вовсе не собирается на пенсию, радуя зрителей новыми фантастическими работами. Логично предположить, что газета "Мой район" стала приходить в страшных снах редактору "National Geographic", заодно угрожая скорым банкротством "Русскому репортёру". Но этого не произошло – районный горчичник им же и остался, а на основе фотографий НГ всемирно известные издательства ежегодно выпускают коллекционные глянцевые фотоальбомы. И в списке работавших над номером злополучной газеты мы можем видеть всё новые и новые фамилии. Не сберегли. Поучительная песня про мальчика Бобби, который очень любил деньги, актуальна во все времена; хочешь хороших картинок в журнале – плати.

Собственно, "плати" – это и есть единственно возможный выход. Вы видите другой? Расскажите.

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.