Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф в Санкт-Петербурге
 
Портфолио:
Репортаж
Корпоративные мероприятия

Конференции, семинары

Бизнес-мероприятия

Выставки

Праздники
Концерты
Работа со СМИ
Интервью
Предметная фотосъемка
Промышленность
Строительство
Архитектурная фотосъёмка
Интерьеры
Деловой портрет
Доски почета
Рекламная фотосъемка
Сферические 3D панорамы
Аэрофотосъёмка
Специальные виды съемки
Фотобанк
О фотографе
Награды
Отзывы в прессе
Зачем нужен фотограф
Персональные фотовыставки
Авторские статьи о фотографии
Менеджерам и агентствам
Расценки
Контакты




Песочинский Дмитрий Михайлович, фотограф

+7 921 337-24-39

"Работа с фотобанками. Продажа иллюстраций из архива".
Дмитрий Песочинский фото автора.

После нескольких лет работы фотографом у вас образуется внушительный архив фотографий совершенно различной тематики - репортажные картинки с мероприятий, городских и районных праздников, фотографии из поездок за рубеж и с загородных прогулок, виды города. Так почему не попробовать сделать на этом добре хоть какие-нибудь деньги?

Библиотеки изображений, предлагаемых для продажи, получили название фотобанков. Это своего рода посредники между "производителями", то есть фотографами, и потребителями - печатными и сетевыми СМИ, книжными издательствами, рекламными агентствами и дизайнерскими студиями. Штука удобная - в одном месте заказчик может найти и выбрать иллюстрации практически любой тематики.


Тому, как реализовать свои фотографии через подобные "биржи", в интернете посвящены сотни довольно толковых статей. Если по-простому, то необходимо заключить договор, а затем загружать на сайт фотобанка картинки. Возьмут не любые, и критерии отбора высоки – безупречное техническое качество, достаточное разрешение, осмысленность сюжета. Есть и специфические требования - например, полное отсутствие в кадре любых логотипов и зарегистрированных торговых марок. Разумеется, перед тем, как фотографии попадут "на прилавок", их одобрит (или отклонит, как повезёт) модератор. Время придётся потратить и на подпись ваших шедевров – нужно дать краткое описание изображённого, ключевые слова, по которым конечный потребитель сможет фотографии найти среди сотен тысяч творений ваших коллег-фотографов.

По мере реализации фотографий на вашем виртуальном счёте образуется сумма; при достижении определённого порога её можно превратить в живые деньги. Комиссия посредниками берётся разная, обычно 40-60%, про цены говорить бессмысленно – они зависят от фотобанка, от формы использования (исключительное или неисключительное право), от разрешения самой фотографии и еще множества вводных. Есть и отдельное направление – т.н. микростоки, реализующие картинки фотографов со всего мира по смешным ценам, зато в очень приличных количествах.

Рекомендовать конкретные фотобанки сложно, я бы предпочёл наступать сразу по всем фронтам – так больше шансов продать. Из громких имён вспоминаются Shutterstock, Fotolia, iStockphoto, Stockxpert, среди российских - Лори и Findfoto.

Желающим попробовать свои силы в этом направлении фотобизнеса с удовольствием помогут. Дело в том, что большинством фотобанков предусмотрены специальные реферальные программы, направленные на поиск новых фотографов уже участвующими в системе. Приведший вас за руку будет иметь копеечку и с ваших продаж – ну чем не MLM? Политика, на самом деле, мудрая – зарабатывающий деньги фотограф не отваживает конкурентов; наоборот, ему выгодно привести в систему новых участников. Собственно, ничто не мешает и вам через какое-то время навербовать себе армию рефералов – всего на свете вы всё равно не сфотографируете, а проценты с чужих продаж не будут лишними.

Хотите продавать фотографии самостоятельно – а пуркуа бы и не па? Позиционировать свой архив как самостоятельный фотобанк вряд ли разумно, конкурировать с любым из существующих коммерческих фотобанков не под силу ни одному фотографу. Но если у вас есть востребованный в перспективе эксклюзив (интересные репортажные фото, необычные кадры с производства, фотографии Санкт-Петербурга), то попробовать найти покупателей можно.

Но вовсе не эксклюзив составляет основу оборота фотобанков. Наоборот, статистика удивит, и даже может шокировать некоторых фотографов – удачные во всех отношениях фотографии, наполненные идеей и смыслом, не покупают совсем, зато бестолковые картинки рукопожатий, устремлённых ввысь строительных кранов, стопок монет, рук на калькуляторе и прочих дорожных пробок идут «влёт».
Никакого парадокса здесь нет, надо лишь понять, кто является основными покупателями. Фотографии чаще всего не самоценны, их покупают не для украшения интерьера квартиры или офиса, их не повесят в музее (хотя, как знать – не зарекайтесь), львиная доля картинок приобретается для иллюстрации статей в печатных изданиях и использования в рекламных материалах. Для получения более полного представления купите несколько клипартов на дисках. Вот это и есть основной оборот фотобанков. Конечно же, отдельные чудаки вполне могут искать фотографию самца белой трясогузки, укреплений времён Финской войны или аверса солида эпохи Константина. Но на одну такую покупку приходится сотня более банальных иллюстраций – петербургских видов, развевающихся на ветру флагов и очередей на маршрутку. Вопросы ценообразования в фотографии непросты, но вскоре вы почувствуете конъюнктуру рынка, продавать станет легче.

Когда продажа архивных фотографий станет отдельным направлением вашей деятельности, вам придётся всерьёз озаботиться вопросами хранения фотографий. Ничто не вечно под луной, а уж в корпусе компьютера – тем более. Вирусы, скоропостижная кончина винчестера и прочий форс-мажор могут серьёзно ударить по кошельку. Мне представляется относительно надёжным вариантом иметь копии на DVD-дисках в двух экземплярах, причём болванки лучше брать разных производителей – какой-нибудь да и выживет. Для оперативности поиска весь фотоархив также удобно держать и на жестком диске рабочего компьютера. Разумеется, архивировать данные и дублировать информацию на болванки фотографу нужно не раз в пятилетку, а минимум еженедельно – особенно, если за неделю вы сфотографировали что-то интересное и (или) коммерчески востребованное. В наше время, когда стоимость хранения гигабайта информации составляет исчезающе малые величины, хранить можно вообще всё отснятое – кто знает, что и когда у вас попросят.

Старайтесь сразу же подписывать если не каждую фотографию, то хотя бы директории – название, дату съёмки. Когда за год скопится куча-мала, разобрать её, и тем более сразу найти требуемую иллюстрацию будет просто нереально.

Авторское право, согласно определению, неотчуждаемо в принципе – авторство возникает в момент создания фотографии, когда фотограф нажал кнопку, и навсегда. А вот с имущественным правом ситуация сложнее. Не рискуя углубиться в юридические дебри, дам краткий совет: в любых спорных ситуациях советуйтесь с тем, для кого вы снимали – правилом хорошего тона считается спрашивать разрешение на публикацию. Если у вас просят фотографию заводского цеха (а вы как раз фотографировали местную фабрику для рекламного буклета), позвоните PR-менеждеру с вопросом, не возражает ли он. В подавляющем большинстве случаев вам охотно идут навстречу – печатайте на здоровье. Опять же, в очередной раз напомните о себе, что нелишне.


Умение продавать – особый талант. Говорят, это как музыкальный слух – кому-то дан от рождения, кто-то в поте лица и других частей тела развивает его постоянными упражнениями. Продавая иллюстрации, старайтесь руководствоваться здравым смыслом, ориентируясь на конкретного покупателя. Фотографии Коломны будут периодически востребованы местными районными и муниципальными изданиями, а самые талантливые фотографии Парка Победы им же, образно выражаясь, ни на что не упали – вы просто ошиблись адресом.

Эти три фотографии сняты в одном городе (в Иерусалиме) с разницей в час. Первая фотография успешно продается в России, остальные не вызывают ажиотажного спроса. Очевидно, в самом Израиле была бы востребована вторая, а в мусульманских странах СМИ покупали бы исключительно третью.


Разумеется, географическая привязка – основной фактор, о чём бы ни писалось в самой статье. Первую фотографию купил «Маарив», а покупателю второй – петербургскому экскурсионному журналу, панорама тель-авивского променада и даром не нужна.


Фотографии расположены в порядке убывания спроса – первая продана много раз, вторую покупают реже, третью пожелали лишь единожды. Объяснение простое – про армию пишут реже, чем о науке, зато про стройку, особенно в связи с кризисом, не писал лишь ленивый.


Всё просто? Да. Но чтобы жизнь не казалась малиной, я расскажу вас историю моего знакомого, иногда приторговывающего картинками из собственного архива. Редактор районной газеты раз в пару недель звонил ему с просьбой подобрать иллюстрации к статьям. Газету делать – это же вечный форс-мажор, дедлайны, истерики молоденьких журналисток и скупые редакторские слёзы в ночи – то штатный фотокор батарейку не зарядил, то просто руки низко растут, да и вообще – где ты в январе ландыш сфотографируешь, а в мае – снежную бабу? Кстати, о бабах.
Так или иначе, ко дню Святого Валентина захотел редактор чего-то возвышенного, как сама любовь. Приятель мой, не чуждый здорового цинизма, предложил накачать с порносайтов пару гигабайт любви плотской и не мучиться, но редактор, ханжа такая, приказал отставить шутки и предпочёл любовь, для начала, платоническую. Ищи, говорит, а то сам с нашей бухгалтершей Вероникой Матвеевной фотографироваться будешь, пока ещё на пенсию не ушла. Ну, делать нечего – редакция сказала «надо», фотокор ответил – «есть». Искать долго не пришлось. Питер – город красивый, и красивое у нас всё: улицы, дома, мосты, люди. Замечательная фотография целующейся парочки на Английской набережной понравилась редакционному совету сразу и безоговорочно.
Лох – это судьба, – не устаю повторять я слова моей давней подруги по любому поводу – а повод случился, что ни говори, знатный. На первой полосе районной газеты, под пафосными словами о любви красовались наши целующие голубки. И все бы хорошо, но Ромео оказался… сыном главы соседнего района, причём Джульеттой – очередная любовница. Редактор запивал валокордин араратом, пугая фотографа и своих сотрудников хриплыми обещаниями любви мужской, насильной, совсем противоестественной. Попытка отыграться на бильде успеха не имела, да и откуда мальчику-практиканту знать девок местных районных бонз? Хоть сам бегай, газеты из почтовых ящиков спицей вытаскивай.
Закончилось всё, как ни странно, хорошо – то есть, никак. То ли газету вообще никто не читает, то ли звонить с претензиями наш герой-любовник справедливо посчитал решением проигрышным – жена не увидела, да и ладно. В общем, улеглось всё, любимый город может спать спокойно, и видеть сны, и зеленеть среди весны.
За рюмкой чая в той же редакции мы попытались просчитать вероятность такого попадания в пятимиллионном городе – математик подобные величины назвал бы мнимыми. Однако газета – вот она, в подшивке торчит. Бывает.

Страшно? Да бросьте вы. Если это – страшно, как бы вы сапёром работали? А бывают ситуации ещё смешнее, по собственному опыту знаю. Напечатал однажды ко Дню учителя в газете картинку этого самого учителя. Колоритный немолодой дядька с выразительным взглядом писал на доске формулы – я привез эту фотографию из одной областной гимназии. Но редактор, командуя сразу несколькими изданиями, иллюстрировал ей статью о безработице среди педагогического состава. Сам учитель лишь благодушно пожал плечами, зато директриса гимназии позвонила и устроила разнос килотонн на двадцать сразу в двух редакциях – и тем, для кого снимал, и тем, кто напечатал. Спустя год на правительственном конкурсе именно за эту фотографию я получил призовое место и грамоту.

Конечно, можно фотографировать бабочек и цветы, ежедневно отсылая карточки по фотобанкам и редакциям, но шансов разбогатеть у вас немного – пишут в журналах обычно не про бабочек, и иллюстрации нужны соответствующие: люди за работой, прохожие, улицы и дворы, социальная тематика. В общем, решать вам, но тысячи ваших коллег работают и продают картинки, не особо заморачиваясь возможными осложнениями – работа есть работа, и она у вас далеко не самая проблемная и опасная. Не разбрасывайтесь фотографиями людей известных, публичных – бизнесмены и политики за своей репутацией пытаются следить. Чаще спрашивайте совета, разрешения на публикацию, а известные фотобанки любые изображения людей без подписанного и отправленного по почте релиза модели и сами не примут.

Есть вопросы у матросов? Вопросов, разумеется, со временем образуется куча. Решение простое – ищите фотографа, имеющего опыт общения с фотобанками, открытым текстом озвучьте желание стать рефералом. Вам расскажут всё – как и что фотографировать, чтобы покупали, технические требования, механизм загрузки картинок на сайт фотобанка и хитрые алгоритмы получения денег. А уж на что деньги потратить, вы легко сообразите и без чужих советов.

 

перейти к списку статей...


© Дмитрий Песочинский, 2003-2017
При перепечатке прямая ссылка на сайт www.nevaphoto.com обязательна.

 

Контакты ... Портфолио ... Обо мне ... Сайт фотографа


Фотосъемка в Петербурге. +7 921 337-24-39. Услуги фотографа. Профессиональная фотосъемка корпоративных мероприятий, праздников, конференций и семинаров. Промышленная и рекламная фотосъемка, фотограф на корпоратив. Сотрудничество с городскими СМИ, PR отделами. Интерьерная, предметная, репортажная, событийная фотосъемка. Опытный фотограф, фотожурналист. Профессиональная обработка и фотопечать. Фоторепортажи на заказ, фотосъемка для каталогов, буклетов, календарей. Деловой портрет, фотосъёмка для корпоративных досок почёта. Виртуальные сферические панорамы, виртуальные туры. Фотоуслуги, разработка и составление фотобанка.